Наверх
Блоги
05/04/2017

Полиэтнос объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности уже в IV веке вождя Божа, знать, войска. Представители пеньковской и ипотешти-кындештской культур идентифицируются с антами. Создание антского царства Результатом общественного развития антов стало создание союза племен. На его основе примерно в первой половине IV в. Его возглавляли цари, однако их власть ограничивало народное собрание. Особенности экономического развития Основой экономической жизни антов было земледелие. Для сбора урожая использовались железные серпы и косы. Анты разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Заметную роль играли промыслы: Значительное развитие в них достигли ремесла, которые уже отделились от сельского хозяйства. Особенно заметными были успехи в металлообработке. В начале VI в. Эти события повлияли и на социально-экономическое развитие славян, способствовали накоплению богатств в руках антских царей и вождей. Географически она охватывает не только Среднее Поднепровье, но и более северные области в лесной зоне, колонизированные славянами. К рубежу нашей эры сарматы свирепствовали на всем тысячеверстном пространстве причерноморских степей. Возможно, что сарматские набеги и увод в плен земледельческого населения стимулировались Римской империей, которая в своем широчайшем завоевательном размахе от Шотландии до Месопотамии нуждалась в огромных контингентах рабов для самых разнообразных целей — от пахарей до гребцов во флоте. Сарматский натиск, продолжавшийся несколько столетий, привел к упадку славянских земель и к уходу населения из лесостепи на север, в лесную зону. Именно в это время на новых местах поселения стали появляться патронимические названия племен вроде радимичей или вятичей. Здесь, в густых лесах, защищенных от вторжений непроходимыми пространствами болот, начинают возникать новые славянские племенные центры, оставившие многосотенные кладбища, где захоронения совершены по обряду сожжения, подробно описанному Нестором. Сразу за широкой полосой припятских и нижне-деснинских болот, севернее их, в полной недоступности от сарматского юга в земле древних невров мы видим большие новопостроенные крепости вроде Горошкова на Днепре, между устьями Сожа и Березины , которые могли быть племенными центрами дреговичей — "болотников" "дрыгва" — болото.

К первым векам нашей эры относятся наиболее ранние сведения античных авторов о славянах-венедах. К сожалению, они очень мало дают нам сведений о восточных славянах, заслоненных от взгляда античных писателей сарматами, дошедшими уже до Среднего Дуная, и лесами, в которые попрятались славяне, расселившиеся из пределов древней прародины. Новый и очень яркий период в истории славянства связан как с постепенным преодолением результатов сарматских наездов, так и с новыми событиями европейской истории в первые века нашей эры. Многое в истории Старого Света связано в это время с возрастающим могуществом Римской империи. Рим оказал сильное влияние на германские племена и часть западнославянских на Рейне, Эльбе и Одере. Римские легионы овладели греческими городами в Северном Причерноморье и использовали их как рынки закупки местного хлеба и рыбы. Среднедон-ская культура скифского времени. Найдена в курганном могильнике с. Особенно усилились связи Рима с народами Восточной Европы при императоре Марке Ульпии Траяне годы нашей эры , когда римляне покорили всю Дакию и заставили ее население говорить на "ро-мейском", латинском языке. Империя стала непосредственной соседкой славянских земель, где благодаря такому соседству вновь возродилось экспортное земледелие, и притом в крупных масштабах. О размахе славянского экспорта И-IV веков мы можем судить, во-первых, по огромному количеству кладов римских монет в земледельческой славянской лесостепи. Приток римского серебра резко возрос именно при Траяне, и высокий уровень держался на протяжении нескольких веков. Недаром автор "Слова о полку Игореве", упоминая далекие времена благоденствия, назвал "века Трояновы". Денежные сокровища славянской знати II-IV веков были полученным от римлян эквивалентом местного хлеба, что доказывается заимствованием славянами римской меры сыпучих тел: Мужской поясной набор с птице-видными деталями и пряжкой, изготовленный в технике треуголь-новыямчатой резьбы. Детали оформления аналогичны центральноевропейским и средне-днепровским образцам постгуннского времени. В "трояновы века" славяне Среднего Поднепровья северная лесостепная половина так называемой чер-няховской археологической культуры пережили новый и весьма ощутимый подъем. Развилось ремесло, появился гончарный круг, домницы для варки железа, ротационные жернова. Славянская знать широко пользовалась импортными предметами роскоши: Возрождалась ситуация, близкая к той, которая существовала до сарматского нашествия, в эпоху расцвета соседней скифской державы. В связи с экспортным земледелием наладились вновь пути на юг, к Черному морю.

Римские дорожные карты упоминают венедов в низовьях Дуная, а в середине III века часто упоминаются и военные морские походы, в которых наряду с готами южная приморская часть Черняховской культуры участвуют и какие-то "скифы", в которых, по всей вероятности, следует видеть юго-восточную часть славянства. В социальном отношении приднепровские славянские племена вновь достигли того предгосударственно-го уровня, на котором они находились в скифское время. Не исключена возможность, что во И-IV веках, до нашествия гуннов около года , у южной части восточных славян, занимавшей те же самые плодородные лесостепные пространства, где были в свое время расположены "царства" сколотов-земледельцев, уже возникла государственность. В пользу этого говорит и богатство славянской знати, основывавшееся на экспортном земледелии, и появление "огнищ" — больших домов для челяди, и неукрепленность сел при наличии общегосударственной оборонительной линии, и начало дружинных походов далеко за пределы своей земли. Задолго до Киевской Руси в этой части славянского мира, наиболее близкой к мировым культурным центрам, уровень социального развития дважды достигал рубежа первобытного и классового общества, а может быть, и переходил через этот рубеж. В первый раз дальнейшее развитие было прервано сарматским нашествием III века до нашей эры, а во второй — нашествием тюрок-гуннов в конце IV века нашей эры. Происхождение и древнейшие судьбы славян: Происхождение и древнейшие судьбы славян В общей форме положения норманнистов сводятся к двум тезисам: Василий Никитич Татищев Когда мы говорим о происхождении того или иного народа, то сталкиваемся с целым рядом предположений, легенд, гипотез. Василий Осипович Ключевский С общеевропейскими событиями дело обстояло так: Культовое сооружение бронзовый век Примерно к XV веку до нашей эры расселение прекратилось. Древнейшее свидетельство орнаментального искусства палеолита Восточной Европы Славянские союзы племен известны нам по Нестору; те "племена", которые он упоминает в своей "Повести", как показали советские ученые П. Передает старинный похоронный обычай — перевозка тела усопшего, обернутого в покров, в санях к месту погребения В колонизированных областях иногда встречается исконная форма на "…ане", "…яне", что может быть связано с именами мелких первичных племен, вовлеченных в процесс колонизации, но, как уже говорилось, на всей обширной территории славянской прародины и только на ней!

Славянское оружие зарубинецкой культуры около рубежа нашей эры Археологическим соответствием среднеднепровскому славянству в эпоху этого подъема является так называемая чернолесская культура рубежа бронзового и железного веков. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов вторая половина V в. Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская. По мнению таких ученых, как М. Фасмер Германия , Ф. Бернштейн Россия , В. Георгиев Болгария , Л. Нидерле Чехия , К. Мошиньский Польша и др. Таким образом, прародина славян определяется ими как современная северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша.

рыбаков о происхождении восточных славян

Однако в исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные вариации. Нидерле считает, что место славянской прародины может быть определено только предположительно. Он высказывает предположение о принадлежности к славянам таких племен, как невры, будины, скифы-пахари. На основании сообщений историков римского времени и данных языкознания, в частности топонимики, Л. Нидерле очень осторожно очерчивает область славянского расселения в начале I тыс. Она, по его мнению, находилась к северу и северо-востоку от Карпат, на востоке достигала Днепра, а на западе - верховьев реки Варты. При этом он отмечает, что западные границы славянского ареала, возможно, придется передвинуть к реке Эльбе, если будет доказана славянская принадлежность могильников - полей погребений лужицко-силезского типа[2]. Филин определяет область расселения славян в начале н. Он, опираясь на лингвистические и экстралингвистические данные, предлагает периодизацию развития языка праславян. Первый этап до конца I тыс. На втором этапе от конца I тыс. Третий этап V-VII вв. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних славян, восстанавливаемого на основе данных археологии[3].

рыбаков о происхождении восточных славян

Дальнейшее расселение славян из висло-днепровской района происходило, по мнению С. Бернштейна , на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. Бернштейн поддерживает гипотезу А. Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы: Именно этим объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, в частности фонетическая, западнославянских[4]. К проблеме этногенеза славян неоднократно обращался Б. Его концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: Рыбаков начинает с эпохи бронзы - с XV в. Область ее распространения, по его мнению, была "первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян Сопки окружались у подножья кольцом из огромных валунов.

  • Кто делает воблеры
  • Как сделать поплавочную удочку на карпа видео
  • Леонид тимо рыбалка
  • Поплавок expert серия 201
  • По форме сопки близки к усеченному конусу; верхняя плоская площадка иногда увенчивалась вымосткой из камней. Как погребальное сооружение, как место постоянного общеродового культа предков, сопки новгородских словен были очень импозантны. Сопки были местом долговременного многоразового захоронения праха сожженных на стороне покойников. Под насыпями этих величественных курганов погребены деревянные домовины и каменные вымостки, по своему размеру соответствующие домовинам. Таких погребальных сооружений бывает несколько. Известны сопки с троекратной подсыпкой; каждый раз вершина кургана увенчивалась или каменной вымосткой в виде алтаря, на который укладывался прах сожженного или же просто высыпанными на нее кальцинированными костями сожженного покойника. Через некоторое время производилась новая досыпка кургана с новой вымосткой-алтарем, а затем еще одна дополнительная вымостка, оставшаяся незасыпанной Марфино. В таких случаях можно предполагать, что сооружение подобной огромной насыпи было делом двух-трех поколений. Хоронили прах как в урнах, так и без них.

    рыбаков о происхождении восточных славян

    Датируются сопки по инвентарю VI -- IX вв. Большой интерес с точки зрения языческих верований представляет сожжение или иногда захоронение вместе с покойником различных животных как домашних конь, корова, баран, собака , так и диких медведь, заяц и птиц, из которых опознан орел. Медвежьи когти, находимые в сопках, заставляют вспомнить многочисленные упоминания в русском фольклоре отрубленной медвежьей лапы Культ зайца известен нам не только по табу на него в русской деревне вплоть до XIX в. Язычество древних славян, с.

    Происхождение славян

    Появившись в VI в. Кое-где, в далеких и безопасных местах вроде земли вятичей, курганы над деревянными домовинами появились только на самой окраине племенной территории в X в. Летописец Нестор, писавший в самом начале XII в. Археология подтверждает, что курганы у вятичей на всей их земле появились поздно, что летописец был прав Окраинные курганы вятичей, обнаруженные П. Ефименко на стыке вятичей и северян у Верхнего Дона близ Воронежа, представляют интерес благодаря хорошей сохранности деревянных конструкций. В боршевских курганах обнаружены деревянные домовины, обнесенные круговым тыном из коротких столбов-плах В хорошо сохранившихся срубных домовинах находилось по несколько урн с прахом. Курган и домовина внутри него использовались многократно, являясь, как и новгородские сопки, родовым кладбищем. Каждый боршевский погребальный комплекс с его домовиной п круговой оградой представлял собой не только имитацию жилища, но воспроизводил целый поселок с его избами и оборонительным тыном. Идея родового поселка-городища очень хорошо выражена в этом комплексе. Древнерусские поселения на Дону. Городища роменско-боршевского типа возникли во время наибольшего натиска мадьярских орд, терроризировавших в начале IX в. И от мадьяр до славян -- два дня пути Донские курганы самой южной окраины земли вятичей дают нам этот интереснейший комплекс засыпанным для безопасности большой земляной насыпью.

    Концепция этногенеза славян по Б. А. Рыбакову

    На всей остальной территории вятичей примерно около кв. Их, очевидно, и не было -- хоронили "в столпах, на путях, еже творят вятичи и ныне". Боршевские домовины дают нам представление об этих столпах-избушках, стоявших в других местах открыто, без засыпки землей. От такой домовины через лет не оставалось никаких заметных следов, и неудивительно, что археологи не могут обнаружить их. Обычай хоронить в домовинах, или точнее воздвигать домовины над христианскими могилами, дожил в земле древних вятичей до начала XX в.: Фрейман зарисовал в х годах кладбище близ Солотчинского монастыря на Оке, где над могилами построены домовины см. Курганный обряд погребения утвердился у всех восточнославянских племен и значительно, на несколько столетий, пережил древнее трупосожжение. У каждого союза племен были свои особенности погребального обряда; иногда некоторые локальные детали обряда помогают наметить контуры отдельных племен, вошедших в тот или иной союз, упомянутый летописцами. Погребальным обычаям славян по историческим и археологическим данным посвящена большая литература О погребальных обычаях языческих славян; Спицын А. Курганы вятичей; Рыбаков Б. Минск, ; Рыбаков Б. Поляне и северяне -- Сов. К сожалению, до сих пор нет еще исследования, которое объединило бы археологические данные с обильным, но не систематизированным этнографическим материалом. Домовина с костями погребенных несомненно повлияла на известнейший фольклорный сюжет -- "избушку на курьих ножках", в которой живет Баба-Яга -- Костяная Нога, одно из олицетворений Смерти. Курганы VI -- X вв. Объектом культа предков становилось место захоронения горшка для еды, наполненного прахом предка. Наличие массивной курганной насыпи позволяло хоронить прямо на земле или даже в насыпи, но постепенно устанавливается обычай вырывать для покойника яму. Хоронили покойников головою на запад Смысл такого трупоположения был в том, что глаза умершего были обращены на восток, на восход солнца -- при ожидаемом в будущем воскресении воскресший увидит солнце в момент восхода. Постепенно устанавливался обычай хоронить в гробах или колодах, которые и в XIX в.

    Пережитки трупосожжения в виде ритуальных костров на месте будущего погребения или у могилы "дымы" XI в. Славяне Верхнего Поднепровья М , с. Отказ от кремации во много раз увеличил количество вещей, сохраненных до вскрытия курганов археологами. Ранее "милодары", положенные с покойником, уничтожались сначала огнем "крады великой", а затем временем, а при погребении без огня могли уцелеть украшения, головное убранство, одежда, обувь и ряд различных предметов, сопровождавших умершего. По-прежнему покойникам клали в могилу посуду с едой и питьем, но её количество никогда не было так изобильно, как, например, в богатых черняховских погребениях; обычно ставили один-два горшка. Женщин и девушек хоронили в подвенечном уборе; старух "опрятывали" более скромно Переход от сожжения к простому захоронению произошел в основном на рубеже X и XI вв. Возможно, что в дальнейшем специальными разысканиями удастся уточнить эту дату или определить протяженность того отрезка времени, когда происходил этот процесс в разных концах Киевской Руси. Хронологическая близость отказа от кремации к крещению Руси г. Полвека тому назад, полемизируя со А. Радзiмiчi, Минск, , с. Этот тезис сохраняет силу и поныне. Отказ от сожжения наблюдался в первый раз за пять веков до "рождества Христова"; второй раз -- в II -- IV вв. Богомольников указал целый ряд несоответствий радимичских захоронений требованиям церковного канона:

    Войти с помощью:

    Добавить комментарий

    Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

    Вы ввели некорректные логин или пароль

    Войти с помощью:
    Извините, для комментирования необходимо войти.

    Выбираем лучший флагман на текущий момент

    Результаты

    махового удилища из стекловолокна Загрузка ...

    Keddr в социалочках



    Modal box

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: