Наверх
Блоги
05/04/2017

§ 1. Восстание волхвов в Суздале в 1024 году

Перейти к описанию Следующая страница. Для авторов и правообладателей.

рыбаков б а смерды история ссср 1979 1

Золотой век энеолита древние земледельцы. Рождение богинь и богов. Русские вышивки и мифология. Наложение гидродинамической карты на карту археологических культур рубежа бронзового века и железного произведено мною. Геродотова Скифия, карта на с. Поселения бiлогрудiвського типу бiля Уманi. Памятники предскифского времени на Уманщине и их историческое значение: Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. Названия рек Правобережной Украины: Наложение гидродинамической карты на карту археологических культур рубежа бронзового века и железного произведено мною. Геродотова Скифия, карта на с. Поселения бiлогрудiвського типу бiля Уманi. Памятники предскифского времени на Уманщине и их историческое значение: FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Studfiles2 Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет. Космогония и мифология…, с. Символ Змия в трипольской культуре. Утолщение непрерывной линии в отдельных местах создает на негативе рисунок голов двух змей. Поэтические воззрения славян…, с. Пеpиодизация тpипольских поселений… 76 Рыбаков Б. Из предыстории образования…, с. Гоpький, ; Василенко В. Пpедметы обихода из деpева. Сокpовища pyсского наpодного искyсства. Резьба и pоспись по деpевy. Резьба и pоспись по деpевy; Таpановская H. Рyсская наpодная pезьба и pоспись по деpевy. Вишневской на Секции истоpии кyльтypы дpевней Рyси Hаyчного совета по истоpии миpовой кyльтypы в апpеле г. Боpьба хpистианства с остатками язычества в дpевней Рyси — Зап. Более специальной является pабота Яна Домбpовского: Powiqzania ziem polskich z terenami wschodnimi w epoce brqzu. Здесь дана исчеpпывающая библиогpафия с. По восточнотшинецкой кyльтypе главной pаботой является книга С. Сохpанили свое значение такие pаботы: Plemiona kultury trzcinieckiey w Polsce. Warszawa, ; Swiesznikow I. У pяда пpедметов отвеpстие слишком yзко для дpевка бyлавы.

Powiqzania ziem polskich… карта на с. Автор в своем предисловии к историческому труду обращается к читателям: Месть местью, а государству нужен был порядок и регламентация повинностей, которая придавала бы законность ежегодным поборам:. И ловища ея суть по вьсеи земли и знамения и места и погости. И сани ея стоять в Пльскове и до сего дьне. И по Дънепру перевесища и по Десне. Летопись сохранила нам драгоценнейшие сведения об организации княжеского домениального хозяйства середины X в. Те "надежные люди", котоpые окpyжали князя и его богатыpей в X в. Смеpды несли слyжбy в домене, в далеких погостах и, кpоме того, составляли pядовyю массy княжеской конницы во вpемя особых, специально задyманных походов. Пойду, не перекрестясь, Не воротами — собачьими дырами, тараканьими тропами. Не в чисто поле, а в темный лес Не в ворота — сквозь дыру огородную. Выйду не в подвосточную сторону, Посмотрю в подзакатную сторону Пойду я нижним ходом, подвальным бревном, Мышиной норой, собачьей трубой, подворотной дырой. Встану на восток хребтом, на запад лицом. Из этой земли выходите сто семьдесят дьяволов Во имя отца и сына и святого духа! Иногда язык прадедов забывается, а этническое самосознание остается. Антропология, исследующая многообразие физических типов человека, показала, что полного совпадения с лингвистическими ареалами нет, что язык и физический тип могут совпадать, но могут и не совпадать. Антропологи на своих картах показали ту сложность реального исторического процесса, ту перепутанность и переплетенность племен и народов, которые были результатом расселения, колонизации, интеграции, ассимиляции и т. В вопросах небольшого географического диапазона антропология может дать очень точные и важные для науки ответы, но в вопросе о происхождении славян выводы антропологов вторичны: При увеличении палеоантропологического хорошо датированного материала в дальнейшем антропология, вероятно, распутает многие сложные узлы славянского этногенеза, но здесь всегда будет серьезным препятствием многовековой обычай кремации, оставивший невосполнимые белые пятна на палеоантропологических картах. Надежным, но не безусловным источником является история материальной культуры, и в первую очередь археология. Главным преимуществом этой науки является оперирование конкретным материалом, реальными остатками древней жизни. Особенно важна точная датированность вещей и сопоставимость по хронологическим осям - по горизонтали для одновременно существующих культур и по вертикали для культур более ранних и более поздних. Однако памятники материальной культуры включая сюда археологию и этнографию таят в себе некоторые опасности: Эстонцы и латыши за время тысячелетнего соседства выработали давно очень сходную культуру; сходство проявляется в ряде признаков уже со средних веков, а между тем одни принадлежат к финно-угорской языковой семье эстонцы , а другие - к индоевропейской латыши.

Трудно зрительно воспринять единство населения рязанских деревень XIX в. А между тем и рязанцы и донцы не только русские люди, но и люди, говорящие на одном южновеликорусском наречии, более того - на одном варианте диалекта. В обрядах, обычаях и песнях тех и других очень много общего. Наше преимущество в том, что мы знаем язык, обычаи, песни как рязанских крестьян, так и донских станичников и можем установить этническое тождество. Более того, благодаря письменным источникам мы знаем, когда и почему одни обособились от других: Иван III запрещал рязанской княгине Аграфене отпускать людей на Дон; значит, уже тогда начался отток рязанцев на юг, уже пятьсот лет назад начало формироваться донское казачество. При суммировании археологических данных мы в большинстве случаев лишены таких возможностей контроля наших, кажущихся нам точными, выводов. Углубление в безмолвную археологическую древность в поисках корней позднейшего славянства не безнадежно, как может показаться из приведенных выше примеров, так как археологическое единство "археологическая культура" в большинстве случаев, по всей вероятности, отражает этническую близость, но помнить об исключениях частота которых нам неизвестна мы должны. Совершенно естественно, что для такого углубления необходимо использование всех наук, невзирая на условность и неполноту некоторых данных. Применительно к древним славянам нам прежде всего хотелось бы знать, где находилась так называемая прародина славян. Прародину не следует понимать как исконную область обитания единого народа с единым языком. Прародина - это условная, с сильно размытыми рубежами территория, на которой происходил необычайно запутанный и трудноопределимый этногенический процесс. Сложность этногенического процесса состоит в том, что он не всегда был одинаково направлен: Дело усложнялось с переходом первобытности на высшую, предгосударственную ступень, когда образовывались союзы племен что; делалось не всегда по принципу их родственности , вырабатывался какой-то язык общения разнородных частей союза. Возникновение государственности обычно завершает этногенический процесс, расширяя его рамки, вводя общий государственный язык, закрепляя его письменностью и сглаживая локальные различия. Исходя из этой, далеко не полной, картины хода этногенического процесса, немыслимо искать для его начальной поры какую-либо географическую определенность и жесткость этнических границ.

  • Алла клеван
  • Съедобные силиконовые приманки рачки
  • Весенняя ловля тайменя
  • Антирадар какой лучше ловит стрелку
  • Историография вопроса о прародине славян очень обширна, излагать ее здесь подробно не имеет смысла. Одних историко-лингвистических материалов, на которые опирались ученые XIX в. Значительно более устойчивые данные были получены при сочетании лингвистических материалов с антропологическими и археологическими. Первым таким серьезным обобщением был труд Л. Прародина, по Нидерле применительно к первым векам н. В последующее время выявились две тенденции: Карта расселения славян по Нестору на с. Степень убедительности аргументов висло-днепровской и висло-одерской гипотез примерно одинакова: Отсюда возникала мысль о возможности сближения, точнее, объединения обеих гипотез с тем, что прародиной славян можно считать все пространство от Днепра до Одера. Хронологически это обычно приурочивалось к рубежу нашей эры, к тому времени, когда появляются первые письменные сведения о венедах, предках славян. Археологически это совпадало с областью двух сходных культур - зарубинецкой и пшеворской. Изыскания лингвистов показали, что обособление праславян от общего индоевропейского массива произошло значительно раньше, во II тысячелетии до н. Археологи начали примерять те или иные культуры бронзового века к предполагаемой прародине. Любопытный конфуз произошел со сторонниками западной, висло-одерской гипотезы, которую польские археологи называли "автохтонной". Ареал этой культуры, определенный по довоенным раскопкам польских археологов, совпадал с польской государственной территорией и тем самым как бы подтверждал местное, автохтонное происхождение всего славянства. Носек даже написал в г. Однако тшинецкая культура сильно подвела автохтонистов, в том числе и самого Носека: Памятники тшинецкой культуры благодаря исследованиям Александра Гардавского и С.

    рыбаков б а смерды история ссср 1979 1

    Средний период бронзового века в Северной Украине. Другими словами, тшинецкая культура в ее современном виде подтвердила взгляды не польских автохтонистов, а взгляды Нидерле, но с поправкой на полторы тысячи лет в глубь веков. Владимир Георгиев, исходя из языковых данных, определяет такие этапы древнейшей истории и предыстории славянства: Вторым переходным периодом является начало I тысячелетия н. Таким образом, почти все II тысячелетие до н. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. Родственные отношения индоевропейских языков. Горнунг еще более определенно говорит об обособлении праславян в середине II тысячелетия до н. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. Автору осталась неизвестной работа А. Гардавского, и поэтому географическая сторона требует соответственных поправок с. Обширная область тшинецкой культуры в ее окончательном виде снова возродила представление о славянском массиве от Днепра до Одера в полном согласии с новейшими лингвистическими данными о времени выделения славян. Польский археолог Витольд Гензель полностью принял новые открытия и на них построил свою карту расселения праславян и их соседей в конце II и начале I тысячелетия до н. Тем не менее старая автохто-нистская гипотеза все еще находит защиту, но на этот раз не у польских, а у советских исследователей. Я имею в виду книгу В. Происхождение и ранняя история славян. Книга вышла под моей редакцией, но я разделяю далеко не все выводы автора. Делать поправки и примечания к отдельным положениям я не считал удобным, особенно в связи с тем, что наши взгляды часто противоположны. Седова основана на исчерпывающем знании литературы вопроса и музейных коллекций. Весьма полезна обширная библиография. Что же касается различий подхода, то следует сказать, что проблема происхождения славян настолько сложна, что существование нескольких концепций в конечном счете содействует нахождению наименее ошибочного построения. Своим неоспоримым преимуществом В. Седов считает последовательное и строгое применение ретроспективного метода, который действительно производит впечатление вполне объективной научности: В принципе этст метод бесспорен, и им необходимо пользоваться при любом историческом исследовании. Но в археологии он часто базируется на двух допущениях: Седов настаивает на выявлении "генетической преемственности". Слово "генетическая" в применении к глиняной посуде, топорам и погребальным сооружениям не может, разумеется, пониматься в прямом смысле. Лучше было бы ввести понятие "прототип", исключив родственные связи горшков и застежек. На серьезные методические раздумья наводит тезис исследователя о том, что "если полной преемственности генетической. Происхождение и ранняя история славян, с.

    Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян

    Такая постановка вопроса заставляет нас исключить из процесса исследования два существенных фактора в жизни первобытных племен: Археология - вполне историческая наука, и она повествует нам не только о спокойной, ничем не прерываемой эволюции, но и о резких изменениях, внезапном упадке той или иной культуры не означающем, впрочем, того, что весь народ вымер или, наоборот, о быстром рождении новых хозяйственных и бытовых форм, что хорошо отражается в археологическом материале и производит впечатление смены культур, смены этноса. Переход к пастушеству в начале бронзового века привел к рождению новых форм материальной культуры посуда, боевые топоры и к сильному перемешиванию медленно расселявшихся племен. Завоевание Дакии римлянами во II в. Славянская культура стала развиваться в совершенно новых, исключительно благоприятных условиях, когда римские легионеры в славянские земли не заходили, а римские города охотно закупали славянский хлеб. Свидетельством небывалого благосостояния в эти "трояновы века" являются сотни кладов римских серебряных монет и наличие большого количества импортных предметов роскоши в приднепровской лесостепи. Поэтому черняховская археологическая культура II - IV вв. Между тем во всей работе В. Седова, в том числе и в специальном разделе "Черняховская культура" с. Применяемый таким образом метод "генетической" преемственности едва ли продуктивен. Моя концепция или, точнее, контурная схема концепции опубликована дважды: История, культура, этнография и фольклор славянских народов.

    рыбаков б а смерды история ссср 1979 1

    Основа концепции элементарно проста: В литературе отражено много споров по поводу отдельных элементов этих карт: Эти признания и отрицания прямо связаны с тем, какую из двух взаимоисключающих теорий исповедует тот или иной исследователь - висло-днепровскую или висло-одерскую. В ряде вопросов положение становилось настолько запутанным, что начинало казаться безвыходным; авторитет противостоял авторитету. Он рассказывает об убийстве волхвами престарелых женщин, независимо от их социального положения, тогда как в г.

    рыбаков б а смерды история ссср 1979 1

    Разумеется, новгородский текст не лишен позднейших наслоений. К ним, вероятно, надо отнести свидетельство о том, что измученные голодом мужчины отдавали своих жен в рабство: Не исключено, что тут перед нами вставка, произведенная в духе позднейших реалий, хорошо знакомых летописцу На это намекает неуклюжая конструкция фразы, ее некоторая смысловая аморфность.

    рыбаков б а смерды история ссср 1979 1

    Таков, к примеру, летописный свод г. Он же убиица тыи помав, расточи Тщательный анализ свода г. Идентичную запись обнаруживаем и в своде г.

    Рыбаков Борис Язычество древних славян

    Арсенал летописных источников, толкующих о событиях г. Владимирский летописец, сходный во многом с Троицкой летописью 19 , содержит тоже оригинальное чтение: И мятежь велик и голот по всеи земли тои. И Ярослав въсве те казне, а иныя росточи и рече: И въвратися Ярослав в Новгород Владимирский летописец был впервые полностью издан в г.. С тех пор он стал доступен широкому кругу исследователей Многие сведения Владимирский летописец черпал из древних источников. Так, новгородские известия Владимирского летописца а к ним, очевидно, и надо относить сообщение под г. Продолжая наблюдения над новгородскими материалами в составе Владимирского летописца, начатые Тихомировым, Л. Муравьева убедилась в их тождестве с соответствующими местами Новгородской IV летописи Затем оказалось, что Владимирский летописец и Новгородская IV летопись восходят частично к общему новгородскому протографу Значит, правомерно предполагать сравнительно древний характер записей Владимирского летописца о событиях г. Какому из них отдать предпочтение? Ответить на поставленный вопрос можно только после критической проверки всех редакций.

    Войти с помощью:

    Добавить комментарий

    Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

    Вы ввели некорректные логин или пароль

    Войти с помощью:
    Извините, для комментирования необходимо войти.

    Выбираем лучший флагман на текущий момент

    Результаты

    болонский процесс и социальное образование Загрузка ...

    Keddr в социалочках



    Modal box

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: